Причины проблемы трудоустройства:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- чувство социальной не защищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей;
- неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей;
- сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждения начального профессионального образования;
- нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- слабая заинтересованность работодателей в трудоустройстве выпускников специальной (коррекционной) школы;
- отсутствие в учреждениях НПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта).
Основная цель социальной адаптации через профориентацию:
- Создание условий для формирования обоснованного профессионального выбора выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Компетенции, необходимые обучающимся для принятия верного решения в выборе профессии:
- 1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
- 2) Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).
- 3) Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
- 4) Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
- 5) Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с людьми).
Пространство, оказывающее влияние на профессиональную ориентацию обучающихся:
Администрация школы
- Выполнение Федерального Закона «Об основных гарантиях и правах ребенка в Российской Федерации», ФЗ № 272 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
- Развитие вариативности образовательного процесса.
- Создание условия для профессиональной социализации обучающихся c УО (интеллектуальными нарушениями).
Педагоги
1. Классный руководитель, воспитатель, педагог дополнительного образования (преимущественные направления работы):
-Организационные моменты,
-Связь с родителями и законными представителями,
-Тематические классные часы,
— Родительские собрания.
2. Учителя трудового обучения:
- Швейное дело,
- Столярное дело,
- Модуль «Электрика»
- Декоративно- прикладное искусство,
- Ручной труд.
3. Социальный педагог и педагог- психолог:
- -формирование социально-необходимых знаний для правильного выбора профессии;
- -профессиональное просвещение обучающихся;
- -организация профессионально-интеллектуальной деятельности;
- -оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения;
- -связь с общественностью, организация профориентационных мероприятий в сотрудничестве с организациями и учебными заведениями города;
- -оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
-знакомство обучающихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации:- развитие мотивации, самопознания, побуждение учащихся к сознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией;
- коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии успешной социально-профессиональной адаптации.